В 2025 году участники Летней школы урбаниста исследовали Ивангород — приграничный город с богатой историей и туристическим потенциалом, но без чёткого плана пространственного развития. Команды провели комплексный анализ: изучили транспорт, экономику, демографию, застройку, городскую среду и запросы жителей. Основой для работы стали современные методики проектирования мастер-планов, используемые в стратегическом планировании российских регионов.
На основе собранных данных участники сформулировали сценарии развития города. В каждом проекте — чёткое видение будущего, приоритетные территории, обоснованные предложения по шагам реализации, срокам и ожидаемым результатам. Один из сценариев в каждой команде проработан подробно — с территориальной привязкой, визуализацией, технико-экономическими показателями и возможными механизмами реализации.
Результат — не абстрактные студенческие упражнения. Все предложения основаны на реальных данных, обсуждались с представителями власти и дополнялись обратной связью от местных жителей. Итоговые проекты могут стать отправной точкой для муниципальных и региональных решений по развитию города.
В 2025 году Летняя школа урбаниста собрала рекордный интерес: организаторы получили более 250 заявок из регионов России и пяти зарубежных стран — Франции, Беларуси, Израиля, Казахстана, Узбекистана. В итоговый состав вошли студенты более чем из 100 учебных заведений, включая ведущие университеты страны: СПбГУ, МГУ, ИТМО, СПбГАСУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, УрФУ, КГАСУ, СФУ, ДВФУ и другие.
В ходе отбора кураторами Летней школы урбаниста было рассмотрено более 130 заявок из 30 городов и 6 стран. В отборе приняли участие студенты более чем из 50 высших учебных заведений страны. К участию были допущены студенты из Иркутска, Москвы, Сочи, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Волгограда, Санкт-Петербурга, Гатчины и др.
Впервые в 2025 году образовательная часть Летней школы стала открытой: к программе в статусе онлайн-слушателей могли присоединиться все желающие. Более 500 человек зарегистрировались для участия в лекциях и дискуссиях, получив возможность в режиме реального времени следить за содержанием школы и расширять свою профессиональную оптику в сфере урбанистики.
25 июля студенты представили жюри восемь проектов со сценариями развития Ивангорода. В составе жюри от Ленинградской области - представители комитета по сохранению культурного наследия, комитета по культуре и туризму, комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, администрации Ивангородского городского поселения, ГКУ «Градостроительное развитие территорий Ленинградской области».
«Мы прошли непростой путь. Несмотря на споры внутри команды, именно диалог и разногласия помогли нам сформировать цельное видение. Спасибо организаторам за возможность участвовать в проекте такого масштаба», — отметила Екатерина Овчарова, студентка 1 курса магистратуры ВШМ СПбГУ по направлению «Управление умным городом».
Каждая из концепций — это вклад в будущее малых городов России, где история может стать основой для нового развития.
С проектными предложениями можно ознакомиться на официальном сайте «Летней школы урбаниста».
Репортаж телеканала «Россия 1»